Конфликт между Катаром и рядом других арабских государств, разгоревшийся на фоне неоднозначных заявлений, приписываемых эмиру Тамиму Бен Хамаду Аль Тани, продолжает развиваться. Египет и Бахрейн также приняли решение заблокировать вещающий из Дохи канал Al-Jazeera. Помимо этого, Каир принял решение о блокировке еще нескольких электронных ресурсов, часть из которых связана с различными экстремистскими группировками, часть же публиковала материалы с резкой критикой в адрес президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси.
Все началось с того, что государственное информационное агентство Катара QNA опубликовало видео, на котором эмир Тамим Бен Хамад Аль Тани присутствует на встрече с молодыми военными. Агентство прокомментировало эти кадры, цитируя якобы имевшие слова шейха о том, что «Иран – весомая сила в исламском мире, с которой нельзя не считаться», что «ХАМАС – законный представитель интересов палестинского народа, и желательно добиться его примирения с Израилем», а также что «отношения Катара с США прочны, несмотря на неоднозначные действия Вашингтона». Кроме того, через страницу одного из официальных лиц в катарском внешнеполитическом ведомстве была опубликована запись, в которой страны ССАГПЗ обвинялись в подготовке «заговора» против Катара.
В скором времени все записи были удалены, а власти страны официально заявили, что Катар стал жертвой хакерской атаки. Тем не менее, опубликованные от лица официальных представителей государства заявления были быстро растиражированы новостными агентствами соседних государств, возражения Дохи во внимание приняты не были. Затем последовали взаимные блокировки информационных ресурсов.
Кроме Египта и Бахрейна, к кампании против Катара присоединились и американские СМИ. В частности, издание Foreign Policy опубликовало статью, в которой помощник бывшего вице-президента США Дика Чейни по национальной безопасности Джон Ханна утверждает, что политика Катара носит двуличный характер. По его мнению, хотя на территории этого государства и находится используемая американскими ВВС авиабаза Аль-Удейд, а также объекты инфраструктуры Центрального командования ВС США, Доха при этом продолжает поддерживать различные экстремистские формирования, а подчиняющиеся ей СМИ ведут «антиамериканскую пропаганду».
Автор статьи приходит к заключению, что необходимо надавить на Катар и заставить его занять более последовательную умеренную позицию. Кроме того, Джон Ханна отметил, что Саудовская Аравия и ОАЭ готовы предоставить США свои авиабазы в качестве альтернативы Аль-Удейду.
Арабские же СМИ отмечают тесные связи Катара с Ираном. В частности, отмечается, что на протяжении долгих лет Тегеран поддерживал Доху в ее территориальных спорах с соседними государствами. Династия Аль Тани, в свою очередь, единственная выступила против резолюции Совбеза ООН, осуждавшей иранскую атомную программу. Кроме того, Катар связывает с исламской республикой совместная эксплуатация общего нефтяного месторождения крупных размеров («Северное»/«Южный Парс»). Критика ирано-катарских отношений также опирается на сообщения о военном сотрудничестве обеих стран в области обеспечения безопасности в районе морской границы между ними, а также на сведения об их сотрудничестве в Сирии, где стороны неоднократно оказывали давление на лояльные им силы для защиты интересов друг друга. В качестве примера последнему можно привести освобождение экстремистами «Джабхат ан-Нусра»* ливанских военнослужащих в Арсале и сделку по выкупу членов катарской королевской семьи, захваченных ополченцами-шиитами из «Катаиб Хезболла» в Ираке.
Вновь повторяется мысль о том, что Катар, возможно, является лишним звеном в ССАГПЗ, которое, к тому же, потенциально может использоваться Ираном в качестве проводника позиции Тегерана в этой организации. Следует отметить, что нынешний конфликт далеко не первый. С подобной ситуацией регион уже сталкивался в 2014 году, когда на 8 месяцев были отозваны послы стран Персидского залива из Катара. Тогда Доху также обвинили в поддержке «Братьев-мусульман»* и других экстремистских формирований.
Иными словами, речь идет о многоплановом конфликте с достаточно долгой историей. К его причинам можно отнести территориальные споры и разное видение желаемого вектора развития региональных процессов. Саудовская Аравия и ОАЭ, Египет и США хотят добиться от Катара более умеренного внешнеполитического курса и отхода от поддержки радикального проекта политического ислама. Помимо этого, от династии Аль Тани ждут, что она присоединится к антииранскому блоку. В то же время, не следует ожидать какого-либо существенного разрыва между Катаром, странами ССАГПЗ и США, учитывая их значительную взаимозависимость.
*Организации, запрещенные на территории РФ
_____________________________________________________________________
Подписывайтесь на Al-Masdar News Russian в социальных сетях:
Страница в ВКонтакте
Страница в Фейсбуке
Страница в Google+
Твиттер
11 - 11Shares